НАВИГАЦИЯ




История

Международная организация по стандартизации - ISO (International Organization for Standartization) была создана в 1946 г., и в настоящее время в ее состав входят свыше 100 стран.
В 1987 году, опираясь на национальный опыт в области стандартизации, ISO/TC 176 разработал и опубликовал первые пять стандартов ИСО серии 9000 и трехъязычный словарь терминов и определений в области качества ИСО 8402. Эти стандарты не только устранили технические барьеры в сотрудничестве и установили унифицированные подходы, но и стали практическим руководством для создания системы качества на предприятиях.
В 1994 году стандарты ИСО серии 9000 были пересмотрены, однако сохранилась прежняя основа, в том числе цели и способы их достижения. Направленные на поддержание конкурентоспособности и позволяющие наладить выпуск продукции соответствующего качества на экономически эффективной основе.


В 2000-2005 годах Международной организацией по стандартизации были приняты новые стандарты ИСО серии 9000. При разработке стандартов учитывался опыт практического использования стандартов ИСО серии 9000-1994. В частности было сокращено количество стандартов.
• ИСО 9000-2005 «Системы менеджмента качества. Фундаментальные принципы и словарь»;
• ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования»;
• ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по совершенствованию характеристик деятельности».
Если какое-то требование ИСО 9001-2008 нельзя применить ввиду специфики организации и ее продукции, допускается его исключение по п.7, при условии, что это касается только требований относящихся к процессам производства продукции.
В методологическом плане принципиально важным для стандартов ИСО серии 9001-2008 является применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Вся деятельность, выполняемая организацией, рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. Организация должна управлять процессами. Применение процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».
Преимуществом «процессного подхода» прежде всего, является непрерывность управления, которая связывает отдельные процессы в рамках их системы и ориентирует каждый из них на достижение общей цели, каковой является удовлетворенность потребителей.
Для России разработка и внедрение на предприятиях СМК в соответствии с ИСО 9001-2008 имеет особое значение, т.к. наше отставание в вопросах менеджмента качества составляет как минимум 10 лет.